Использование кабинета информатики в послеурочное (досуговое) время в сельской малокомплектной школе

Романюк В.А., зам. директора о УВР
Климатинской сош Угличского МО

Информатика как предмет, за последние 10 лет стал полноправным компонентом школьного образования. Освоение компьютерной и микропроцессорной техники, а так же умение применять знания в практической деятельности является важным показателем обученности ученика.

Я, закончив наш Ярославский пединститут в 1986 году, работаю в Климатинской средней школе. Школа и одноименное село расположены на границе Ярославской и Тверской областей. В школе обучается в среднем около 100 ребят, половину из них привозят на занятия школьным автобусом из 2 соседних колхозов. Социальное окружение составляют в основном работники с/х, несколько предпринимателей, и 2 десятка семей так называемой сельской интеллигенции.

Учителем информатики работаю с 1990 года. Начинали с МКШ-2, затем приобрели ДВК-1, были у нас не прижившиеся «Корветы», «Синклеры» - загружаемые с помощью магнитофона, конечно УК-НЦ, и уже два года работаем с IBM, полученными по президентской программе компьютеризации сельских школ.

Такой широкий спектр ВТ выработал навыки освоения новой аппаратуры, работы на ней, технике безопасности. Негатив в том, что пришлось потратить много драгоценного времени на освоение этих приобретений, но самое тяжёлое - это находить программное обеспечение, без которого вычислительный комплекс - груда железячек и пластмасс.

Учебная сетка нагрузки (1 час в неделю) не позволяет отвлечься от программы для разбора вопросов интересующих ребят в данный момент, не связанных с темой урока. Доходы в сельских семьях не позволяют приобрести даже бывшую в употреблении ВТ. И ещё один важный момент - досуг в вечернее время в селе - привели к принятию решения организовать разновозрастный клуб «ЭСКЕЙПчик» по информатике.

Школа в очередной раз стала для ребят отдушиной.

В начале пути были организационные трудности:

-         в какой день собираться,

-         в какое время и какими классами,

-         как на 3-4 работающих машинах дать возможность поработать 15-18 ребятам одновременно.

Со временем пришел опыт, появились традиции, стала складываться система. Наши встречи с детьми - это не кружок, не факультатив. Этих вечерних встреч нет в сетке школьного расписания. Это собрание людей желающих с пользой провести вечер в кругу единомышленников.

На данный момент ребята логически-условно разделены на 3 группы:

-         младшая, 8-11 лет 

-         средняя, 12-14 лет 

-         старшая, это остальные ребята и их родители

Каждая группа работает со своим программным пакетом, содержание которого было отобрано за предыдущие годы. Как писал К.Д. Ушинский: «Дети должны хотеть того, чего хочет учитель, потому что учитель должен знать, чего хотят дети». Перед ними, детьми, я ставлю следующие задачи:

 

-         подготовить младших ребят к изучению информатики в старших классах

-         познакомить с возможностями и сферой применения компьютерной техники

-         научить ставить задачи, строить модели и составлять алгоритмы их решения научить понимать «ход мысли» компьютера при работе на нём.

Решение этих и других задач осуществляется при помощи следующих пакетов программ:

-         младшие школьники работают с программами «Роботландия», «Русский язык- 4», «Математика-5»

-         средние с программой «РусЛого» - исполнитель «Черепашка», «История-6», «Физика-7», с графическим редактором «Paint»

-         старшие изучают пакет «Информатика» - перевод чисел с десятичной системы в двоичную, принцип работы логических элементов, основы делопроизводства и программирования

-         и, конечно же, все группы хотят на компьютере, прежде всего, поиграть.

Игровые программы, как правило, дети приносят сами: покупают или обмениваются. Не осуждаю ребят за новое приобретение, но стараюсь внушить, что ВК можно и нужно использовать для образовательных целей. Но так как мы не на уроке то каждый может заниматься тем, что для него важнее в данный момент.

За годы работы накопилась богатая коллекция игровых, музыкальных, развивающих программ, солидная видеотека, насчитывающая около 5-6 десятков художественных и анимационных фильмов.

Хочу обратить внимание на ещё один важный аспект моей работы. Сельские учителя, здесь присутствующие, знают из опыта, на сколько изменяются наши дети в вечернее время не в лучшую сторону. Поэтому работа моего клуба даёт возможность решать ещё и воспитательные задачи. Ребёнок находится в теплом кабинете, а не на автобусной остановке, под присмотром квалифицированного педагога, а не парней-переростков, обучается новому и полезному, а не курить и сквернословить. Родители спокойны, если знают, что дети проводят вечер в моём кабинете.

Компьютер очень медленно, но входит в обиход сельского жителя. Не передать словами блеск глаз мамы, которая видит, как управляется с набором кнопочек и проводов её ребёнок, выводя на монитор графики изменения успеваемости или посещаемости на родительском собрании. Или сопровождает музыкальными фонограммами общешкольное мероприятие.

Изучение принципов работы ВТ больше школьной программы даёт возможность членам клуба отличиться и во время учебной деятельности. Они быстрее остальных справляются с написанием и оформлением рефератов по разным предметам, в том числе и по информатике. Для этого берут темы из электронных каталогов рефератов. Помогают учителям других предметов использовать компьютер на их уроках (история, география, химия и др.).

Члены нашего клуба учились и учатся во многих учебных заведениях Ярославля и других городов: Ярославском ВВФУ, Рыбинской авиационно-технологической академии, радиотехническом лицее и других достойных учебных заведениях.

Я не проводил специального исследования, но в глубине сознания надеюсь, что вечера, проведённые в кабинете информатики, помогли моим выпускникам в получении профессии и оставили теплый след воспоминаний в душе.